Югославо-американский консалтер Ицхак Адизес посвятил более 40 лет менеджменту и известен многими существенными теоретическими и практическими моделями, которые продвинули развитие управлеческого дела.
Его две самые популярные штуки — это:
1) матрица PAEI из четырех ролей («Матрица Адизеса»), в которой Адизес показал, кто обязательно нужен для развития компании, и
2) арка жизненного цикла организации, которая предсказывает, как компания будет вести себя на том или ином отрезке своего пути.
В матрице 2×2 Адизес предложил две пары полярностей:
🔸 результативность и скорость ↔ процессность и размеренность;
🔸 хаотичность и глобальность ↔ структурность и локальность
На пересечении этих измерений, по Адизесу, возникают четыре ключевые роли в любом отделе или команде.
🔸 Производители (P) — реализуют продукт. Например, это инженеры, дизайнеры, тестировщики.
🔸 Администраторы (A) — обеспечивают процессы. Например, это операционисты и проджект-менеджеры.
🔸 Энтрепренёры (E) — предлагают видение и перспективу. Например, это фаундеры и многие руководители.
🔸 Интеграторы (I) — строят мостики между людьми и обеспечивают согласованность внутри команды. Например, в этой роли часто выступают эйчары, трекеры, фасилитаторы, коучи.
Как это обычно бывает в компаниях, один человек может брать на себя несколько ролей, например быть срауз E & I.
По итогам работы с сотнями компаний, Адизес делает ряд выводов:
🔹 Если какие-то из этих ролей не представлены, это может быть проблемой для команды, особенно если участники не могут перераспределить роли.
🔹 Если один человек пытается взять сразу более 2х ролей, это тоже может представлять проблему.
🔹 На разных этапах жизненного цикла компании нужны люди, которые умеют брать на себя те или иные роли в большей или меньшей степени.
Турбохоган довольно точно предсказывает, в какие роли «встает» тот или иной человек на основе его теста Хогана.
Вторая важная находка этого гуру — это то, что любая организация находится на том или ином этапе своего жизненного цикла.
Все организации имеют тенденцию идти по арке сперва вверх, а потом вниз. Вы, наверняка, не раз видели компании, которые достигли своего «зенита» и довольно быстро превращались во что-то неинновационное, слабонкурентное, безжизненное. Это естественное движение вниз по арке.
Адизес сделал мэппинг того, какие компетенции и роли востребованы в компании больше всего на том или ином этапе (см. выше). Для примера можно попробовать определить, на каком этапе находится ваша компания/отдел, а также какие роли в ней сейчас доминируют.
Наблюдения Адизеса вдохновляют предсказательной силой:
В начале пути, подобно детству и юности человека, компания хочет придумывать и реализовывать. Это то, как компания находит свою нишу. В стартапах, как правило, ключевые роли занимают фаундеры и исполнители.
К середине пути, подобно зрелости, компания точно знает, что и как она делает. У неё понятное предложение, Product-Market Fit, ей нужны все возможные роли из матрицы PAEI.
По мере движения к закату, компания отлаживает привычные процессы и ей, в основном, нужны администраторы и интеграторы.
Ключевая роль постепенно переходит к администраторам — тем, кто может поддерживать понятный и привычный процесс. Не даром часто после бурного роста, выйдя на IPO или совершив другой liquidity event, компании меняют лидеров на планомерных и предсказуемых.
Адизес обнаружил, что происходит с по-настоящему выдающимися компаниями: они умеют перепридумывать себя (само-трансформируящаяся логика, если верить теории вертикального развития).
Такое умение называется Madonna Curve. Это новая арка, стартующая из момента зрелости. Название вдохновлено поп-певицей Мадонной, которая за свою 30-летнюю карьеру не раз перепридумывала себя, своё творчество и аудиторию, тем самым не уходя к «закату».
Мы разбираем как применять идеи Адизеса на практике в группе развития навыков аутентичного лидерства. Участники прошлой группы отмечают, что получили лучшее понимание своего стиля лидерства, сильных и слабых сторон.
🤝 Записаться можно тут: https://talkauthentic.io/leadership
Для читателей рассылки действует промокод EMAIL10
Если есть вопросы, пишите нам в ботик: @da_ponchik_bot или на почту hello@derzhites.ru
Света Шедина и Алексей Иванов, создатели «Аутентичной коммуникации и лидерства»