Что нужно учесть, давая обратную связь
Четыре части сессии обратной связи и наиболее распространенные ошибки при выдаче фидбека
💁♀️ Мы продолжаем набор на курс «Аутентичной коммуникации». Стартуем 12 сентября. Стоимость early bird действует до 8 сентября. Запрыгивайте!
Отрывок из книги «Аутентичная коммуникация. Практика честного и бережного общения».
Что нужно учесть, давая обратную связь
Аутентичность. С обратной связью — как в песне Розенбаума «Утиная охота» — «Гулять так гулять! Стрелять так стрелять!»: и хвалить, и подчеркивать проблемы надо как есть, не придумывая несуществующих заслуг, чтобы искусственно сделать момент более приятным.
Баланс позитивного и негативного. Другой важный аспект — не говорить только о негативных вещах, а обязательно сфокусироваться на балансе хороших и плохих, которые предстоит обсудить. Речь здесь не про «сэндвич» из похвалы, в который обычно рекомендуют обернуть негативную обратную связь, а скорее запрос на сбалансированность. Никто не рад, когда его только ругают, а баланс удовлетворяет потребность в справедливости.
Конструктивность. Максимально систематизировать ту часть, которая направлена на улучшение ситуации. Например, по конструктивной схеме «что было сделано — что произошло в итоге — вот как это повлияло на результаты». Здесь корректно обратиться к уровню фактов, а не только мнений.
Имперсональность (обратная связь не человеку, а его работе или действиям). Распространенная ошибка — давать обратную связь человеку как личности, а не его работе: «Ты же такой классный парень, ну сделай нормально». В западном мире также считается не очень уместным хвалить человека — имеет смысл обращать внимание на то, что он умеет или делает (например, вместо «молодец!» говорить «классная работа!»).
Четыре части сессии обратной связи
Что было хорошо — часть, в которой вы описываете заслуги объекта обратной связи. Например: «Проект выполнен, а бюджет не был превышен».
Что можно было бы сделать иначе — в этой части отражаются моменты, которые можно улучшить. Например: «Сроки реализации затянуты вдвое, и часть команды потеряла энтузиазм по поводу проекта».
Вопросы — любые вопросы, которые остались относительно проекта, планов, намерений того, кто принимает обратную связь. Например: «Как можно было бы реализовать похожий проект быстрее в следующий раз?»
Идеи и предложения — любые идеи, соображения, предложения, которые появились в процессе обратной связи. Например: «Как насчет привлечения аутсорсных разработчиков, чтобы вовремя закончить проект?»
Эти четыре пункта можно встроить в любую обратную связь. Если чувствуете, что скатываетесь в негатив, значит, чрезмерно углубились в один из пунктов и следует переходить к трем оставшимся, обратить больше внимания на плюсы, вопросы и предложения и соответственно сбалансировать процесс.
Обратная связь необязательно должна заканчиваться запросом на изменения. Это зависит от вашей цели. Она может быть информационной или трансформационной. Например, в случае с увольнением какого-то запроса нет. Обычно в такой момент слова гораздо менее важны, чем действия. Например, что вы сделаете для того, чтобы человеку было комфортнее.
Запрос обратной связи в ответ
В финале сессии обратной связи можно спросить: «Есть ли обратная связь ко мне?» Этот простой вопрос помогает получателю поделиться накипевшим, особенно если разговор до этого был достаточно напряженным.
Если провалить обратную связь, то можно даже повысить сотрудника так, что он уйдет недовольным. И, наоборот, вполне реально уволить человека и при этом настолько высококлассно дать обратную связь, что она позволит ему изменить свою жизнь к лучшему и вспоминать вас с благодарностью.
В комплексе вышеописанные пункты формируют структуру, которая позволяет избегать острых углов, эффективно обмениваться обратной связью и получать отличные результаты.
Наиболее распространенные ошибки при выдаче обратной связи
человек не ожидает ее и поэтому воспринимает в штыки;
объект не понимает, что это обратная связь, потому что она замаскирована;
использование книжных шаблонов вместо аутентичного фидбэка;
отсутствие тщательной подготовки.
В следующем письме разберём конкретные примеры.
Хотите попрактиковать навык выдачи обратной связи? Приходите к нам на курс.
Обратная связь – одна из главных мотиваций для перемен. А почему ещё аутентичное общение становится все более важным в современном мире?
Мы спросили наших выпускников и получили следующие ответы (отредактированы для стилистики):
«Мне важно понимать, как строить общение в разных контекстах — дома, на работе, с родными. Это сильно меняет качество жизни»
«Мое общение на работе определяет то, насколько у меня получается достигать целей и быть частью команды»
«Мне важно не испытывать негативных эмоций, вроде страха быть отверженным при знакомствах. Хочется понимать других людей и не бояться общаться»
«Обозначение и проговаривание границ — то, чему нужно научиться каждому. Это дает сильный рычаг для взаимодействия с миром»
«Понимание, что люди общаются на разных уровнях, в корне поменяло то, как я вижу общение с другими. Небо и земля»
«В современном мире важно уметь адаптироваться, но не предавать себя. Мне кажется, аутентичное общение — ровно про это»
💁♂️ Подробнее о курсе и запись: https://talkauthentic.io/course/
🤙 Промо-код для подписчиков: WAITLIST10
🎯 Гид «Как попросить работодателя о компенсации за курс».
Если у вас остались вопросы, напишите нам на hello@derzhites.ru и мы попробуем вам помочь.
Приятного общения! 💖
—
Света Шедина и Алексей Иванов, соавторы «Аутентичной коммуникации» и подкаста «Но вы держитесь».