Какие термины хорошо понимать, чтобы общаться аутентично
Небольшой словарик терминов аутентичной коммуникации
Привет!
Аутентичная коммуникация — это такой зверь, который познается в сравнении. Например, сравните честный, открытый и глубокий разговор, который у вас был с близким другом или партнером, и поверхностный, конфликтный диалог с кем-то из родственников или коллег. В чем разница? И как делать каждый диалог максимально аутентичным?
В нашем курсе мы делаем несколько гипотез.
Разные уровни общения
Непонимание чувств и потребностей
Непроговаривание границ
Отсутствие эмпатии к себе
Сегодня поделимся несколькими терминами, которые относятся к основам коммуникации и уровням общения. Составил словарик Алексей Иванов, а отредактировала Света Шедина, оба — инструкторы курса аутентичной коммуникации.
Основы коммуникации и уровни общения
Асинхронная коммуникация — общение, которое происходит не в прямом эфире. Например, в мессенджере и почте мы общаемся асинхронно. Некоторые аспекты аутентичного общения сложно передать через асинхронные каналы. Лучше созвониться или назначить личную встречу.
Аутентичная коммуникация — коммуникация, максимально честная по отношению к себе и собеседнику. Обычно складывается из того, что вы эмпатируете и себе, и собеседнику, можете отличить свои чувства и потребности, сформулировать запрос и прийти к соглашению, которое укрепляет долгосрочные отношения.
Амбиверсия — черта личности, которая подразумевает, что человек имеет черты и интроверта, и экстраверта одновременно.
Интроверсия — черта личности, которая подразумевает, что человек предпочитает заряжаться от активностей в одиночестве (например, чтение, письмо, пробежки, велоспорт и т.п.).
Интроверсия не всегда означает, что человек не любит тусовки или предпочитает меньше разговаривать и больше слушать, но такая корреляция часто прослеживается.
Канал — как передается сообщение. Например, мы передаем вам это сообщение через браузер в виде текста.
Часто от канала зависит, как хорошо вас поймет собеседник, и насколько зайдет ему тот или иной разговор. Например, сообщить об опоздании можно через смс, а вот разговор по душам лучше вести лично или по телефону.
Сообщение, сигнал — то, что вы на само деле коммуницируете. Часто главное сообщение окружено кучей дополнительных слоев, например, болтовней, вопросами «как жизнь», «как дети» и т.п. — у всех этих слоев есть свои плюсы.
Часто бывает, что сообщение отправляется между строк, то есть собеседнику самому нужно его распознать.
Аутентичное общение предполагает, что вы учитесь коммуницировать сообщение прямо. Это особенно важно если вокруг много «шума» и есть риск, что собеседник вас не поймет.
Сообщения бывают вербальные и невербальные. Часто наши интонации, выражение лица, положение тела, жесты и т.п. несут сообщение не хуже, чем слова.
Шум — это все то, что мешает сообщению дойти до собеседника. В широком смысле, шумом можно считать все то, что может отвлечь собеседника от получения сообщения: уведомления в соцсетях, алгоритмы выдачи постов, спам и даже недостаток внимания.
Треволбесие — великолепная комбинация их эмоций тревоги, волнения и последующего бесячества, о которой мы узнали из первого звонка первого потока курса.
Уровни общения — условное разделение разговоров на типы, предложенное психологом Гэрри Смалли.
Уровни расположены от более простых к более сложным, но все они играют важную роль в коммуникации. Если люди находятся на разных уровнях в общении, им будет сложнее найти общий язык и договориться.
Болтовня, small talk — уровень простого общения на отвлеченные темы. Задача смолл-толка — растопить лед, показать безопасность и хорошие намерения. Такой «социальный лубрикант», предваряющий более глубокое общение. Пример смолл-стока — разговор о выходных или о погоде: «В выходные ездили в подругой на Огонек. А ты?» → «Ездил на рыбалку под Селигер» → «Вот и славно».
Факты — уровень обмена информацией об объективной реальности, которую можно проверить. На этому уровне обсуждаются феномены, которые наблюдаемы и измеримы, по ним существует коллективный консенсус. С фактами спорить сложно. Факты могут быть неверными или неточными, и собеседник чаще всего соглашается, если вы привносите в разговор свежие или обновленные данные, что помогает в аутентичном общении. Пример: «На прошлой неделе мы перенесли нашу встречу три раза»
Мнение — уровень общения с субъективной оценкой кого-то или чего-то. С мнением непросто спорить, потому что у каждого оно свое, но его можно поменять, если собеседник согласится с вашими доводами. Мнение может быть нейтральным, или нести позитивный или негативный оттенок. Например, сплетня — это чаще всего негативное мнение (смешанное с фактами, зачастую непроверенными). Похвала — позитивное мнение. Пример: «Я думаю, Дина прикольный человек, она пишет разумные вещи в чате»
Чувства — уровень разговора на темы эмоциональных переживаний. Для простоты мы будем использовать слова «эмоции» и «чувства» равнозначно, хотя психофизиологи имеют свои нюансы для этих явлений. В контексте аутентичного общения мы учимся замечать и называть эмоции и чувства. Для этого у нас есть ряд инструментов, например, карта чувств и атлас эмоций. Чувства объективно испытываются людьми, с ними сложно спорить. На уровне чувств мы можем говорить о более глубоких материях, появляется интимность и открытость, которой не было на предыдущих уровнях.
Потребности — уровень разговора о том, что вам или собеседнику необходимо и нужно от других людей, от жизни, работы и т.п. С потребностями сложно спорить, потому что они есть. К примеру, иерархия потребностей Маслоу описывает ключевые потребности, которые испытывают практически все люди.Чтобы говорить о потребностях, как правило, лучше сперва описать, какие чувства возникают, если потребности не удовлетворяются, и какие возникнут, когда они удовлетворятся. Пример: «Мне необходима взаимность в отношениях», «Мне нужно отдохнуть».
Убеждения и ценности — уровень разговора о важных в контексте личности ценностей и убеждений. С убеждениями вроде можно спорить, но толку от этого мало. Сторонника веганской диеты крайне сложно переубедить в привычках питания, а убежденного верующего трудно принять точку зрения научного атеизма. В контексте аутентичной коммуникации мы пробуем понять ценности и убеждения собеседника, найти общий знаменатель и т.п. Примеры: «я убежден, что феминизм — это круто». «Я убежден, что детей надо вакцинировать». «Для меня альтруизм и благотворительность — большие жизненные ценности» и т.п.
Синхронная коммуникация — общение, которое происходит в прямом эфире. Например, по телефону, в зуме или при встрече. Такой формат лучше подходит для аутентичных диалогов.
Экстраверсия — черта личности, которая подразумевает, что человек предпочитает заряжаться от активностей через общение в коллективе (например, тусовки, концерты, ужины, командный спорт, караоке, свинг-клубы и т.п.)
—
Хотите еще? Расскажите друзьям про эту рассылку и приходите на следующий поток курса.


Прикольно!