Как давать качественную обратную связь на работе, если о ней не спрашивали?
И другие вопросы из нашей сессии Q&A
Привет! Недавно мы провели интерактивную AMA (Ask Me Anything) сессию в нашем телеграм-канале. Многие из вас задавали интересные и глубокие вопросы, поэтому мы решили ими поделиться.
Что если предстоит на работе стать тимлидом со своей командой, и это ужасно пугает. Хочется быть другом, и в то же время как выдержать границы с людьми для работы с качественным результатом?
Света: Прежде всего, огромный тебе респект за намерение всё-таки найти баланс между ассертивностью и эмпатичностью. Это действительно бывает непросто. Надеюсь, у тебя это получится. Про границы я бы тут поисследовала. А что это для тебя? Почему может возникнуть противоречие между дружеским приятным отношением и вниманием к границам? Потому что как будто бы граница не в целом про уважение к своему чужому времени, ресурсу, потребностям, мнениям и так далее. Поэтому как будто бы противоречия, на мой взгляд, тут не возникает. Но так как понятие о границах у каждого своё, возможно, было бы круто с командой вот эту концепцию обсудить и понять, зачем они вам нужны и как это воспринимается дружески.
Алексей: Мы, кстати, в курсе довольно много говорим о том, что когда ты переходишь некоторую границу из роли, где ты просто управляешь, условно, собой, своим временем, своими ресурсами в роли лидера, лида, и начинаешь преимущественно общаться, коммуницировать, это довольно важный переход. Не все обычно к нему готовы, точнее так, к нему никто не готов, просто у разных людей разные способы про это что-то делать, думать, что-то, короче, с этим творить. Вот, поэтому стоит прежде всего, попробовать дать себе время, может быть, некоторые советы из курса вам помогут, потому что у нас довольно много всего связанного с лидерством и взаимодействием с командой.
Как давать качественную обратную связь на работе, если о ней не спрашивали?:)
Алексей: Качественная обратная связь, о которой не спрашивали, звучит как не совсем качественная обратная связь. Но в любом случае, кажется, что для начала нужно спросить и уточнить вообще, готов ли человек ее принимать. Потому что если не готов, то он все равно ее не воспринял. И можно просто испортить отношения, ничего не изменится. А если уже есть готовность, то есть у нас классный фреймворк в аутентичной коммуникации. Фреймворк, по которому можно давать обратную связь, и она будет услышана и воспринята. И приведет к каким-то действиям в последующем.
Света: Согласна, а вторая часть вопроса про то, как выдать обратную связь качественно, мне кажется, тут ключевой момент — это подготовка и очень чёткое продумывание цели и сути всей обратной связи. То есть ответить себе на вечные вопросы «Зачем я даю обратную связь?», «Что мне в целом нравится?», «Что мне не нравится и я хочу улучшить?», и «Как я могу создать такой вин-вин для обоих, чтобы и мои интересы были удовлетворены, и человека?». Мне очень нравится такой пример, который был у нас в книжке: вот, допустим, есть ситуация, менеджер Вася забывает ответить 10% клиентов. И цель в таком случае обратной связи — это, во-первых, нам помочь Васе, в принципе, осознать эту проблему и, соответственно, поменять поведение, а не просто покритиковать его. То есть в обратной связи обязательно должна быть какая-то перспектива на улучшение.
Как научиться очерчивать свои личные границы с близкими людьми (например, отказывать родственникам и друзьям в каких-либо просьбах, на исполнение которых у тебя нет ресурсов и времени), но при этом не портить отношения с ними и не вступать в конфликт?
Света: Классный вопрос, спасибо за него. Я бы тут хотела чуть-чуть сначала реабилитировать слово «конфликт», потому что это в целом любая ситуация, где интересы не совпадают. В данном случае родственники хотят, чтобы что-то было для них сделано, а человек не может это предоставить сейчас, потому что у него нет на это сил или желания. И вот конфликт — он есть. Другое дело, что его можно не замечать или избегать, а можно к нему подойти с «открытым забралом» и что-то с этим сделать. Для того, чтобы он был более продуктивным, можно попробовать рассказать о своих обстоятельствах и потребностях, которые уже отлично описаны в вопросе.
Привет Света и Лёша, давайте пофантазируем: где-то в мультивселенной вы выпустили книгу "Токсичная коммуникация: Практика доминирующего общения" - как бы вы объяснили что такое токсичное общение и зачем оно нужно?
Прекрасный трикстерский вопрос от Станислава. Стас, если честно, мне кажется, что даже книгу писать не нужно, такого общения довольно много. Его основные характеристики – это фокус на себе и краткосрочных целях, то есть я не думаю, что люди специально токсичны и специально доминантны, просто это такой шорткат, быстрый какой-то способ продавить, надавить, поманипулировать и повести себя определенным образом, чтобы добиться краткосрочных результатов. И мы отчасти в аутентичной коммуникации касаемся этого через призму того, что во-первых, с такой коммуникацией нужно уметь работать и ставить границы, например, не пытаться человека переубедить, а просто объяснять свои какие-то принципы и цели. А второе, мы делаем акцент на долгосрочности, долгосрочно это не работает, работает аутентичность.
Другие вопросы можно почитать вот тут.
Мы верим, что навыки общения и аутентичности — ключевой фактор успеха в жизни, отношениях, карьере. Но многие так и не учатся правильно общаться, разрешать споры, давать и принимать обратную связь, говорить глубоко и искренне, активно слушать, быть собой в общении.
Наш курс по аутентичной коммуникации стартует уже завтра, 19 сентября. Это последний поток в этом году. Запись на курс тут: https://talkauthentic.io/course
Промокод для подписчиков рассылки EMAIL10
–––
Приятного общения, даже сложного!
Света и Алексей


