Cегодня мы продолжим разговор о токсичном общении и разберем на примерах одну из распространенных его форм – пассивную агрессию.
Пассивная агрессия похожа на подарок в красивой обертке, который оказывается парой старых носков. Снаружи все выглядит безобидно и дружелюбно, но стоит только заглянуть внутрь, как понимаешь, что вместо радости испытываешь разочарование и досаду.
При пассивной агрессии человек выражает свои негативные эмоции и недовольство косвенным образом, вместо того чтобы открыто обсуждать проблему. Вот несколько примеров:
Молчание или игнорирование вопросов. Это часто используется, чтобы заставить собеседника нервничать или чувствовать себя неуверенно.
Откладывание выполнения обещаний. Человек обещает что-то сделать, но постоянно откладывает или игнорирует свои обязательства.
Скрытая критика в виде иронии или «шуток».
Отказ помочь или участвовать в совместной деятельности, чтобы наказать или контролировать собеседника.
Уклонение от прямых конфликтов и открытого выражения чувств.
В отличие от открытой агрессии, когда человек прямо выражает злость, пассивная агрессия часто маскируется под дружелюбие и заботу. Из-за этого люди, сталкивающиеся с ней, могут испытывать усталость и раздражение от общения.
Такое поведение позволяет избежать прямого конфликта, но в то же время выразить свое недовольство. В долгосрочной перспективе пассивная агрессия разрушает отношения, поскольку не решает проблемы, а только усугубляет их.
Кто виноват? Что делать?
В ситуации пассивной агрессии не так просто понять «кто виноват?». Часто такое поведение — это реакция на стресс или трудности в общении. Поэтому сфокусируемся на вопросе: «что делать?».
Вот несколько шагов, которые помогут справиться с пассивной агрессией:
Снизьте чувствительность к сложному разговору с помощью проигрывания возможного сценария заранее.
Честно выражайте чувства, избегая обвинений. «Меня расстраивает, когда планы меняются в последнюю минуту».
Установите границы допустимого в общении, исходя из своих потребностей и ценностей. «Твои шутки про мою внешность очень обижают. Прошу тебя прекратить».
Используйте активное слушание – переспрашивайте и резюмируйте услышанное. «Если я правильно понимаю, ты чувствуешь, что я не ценю твои старания, это так?».
Объясните свое видение стратегии собеседника, но учтите риск конфликта. «Мне кажется, ты намеренно игнорируешь мои сообщения. Я могу ошибаться, давай обсудим».
Сформулируйте прямой запрос, но не требование. «Ты не мог бы предупреждать заранее, если не сможешь прийти вовремя?»
Добейтесь честного разговора об общих интересах. «Давайте подумаем, как нам лучше организовать работу, чтобы проект был выполнен в срок и все остались довольны».
Разрабатывайте стратегии выражения чувств и потребностей без агрессии. Например, используйте утверждения от первого лица.
Изменения требуют времени и терпения. Каждый пункт списка – это навык, который требует осознанной практики.
Мы заметили, что процесс идёт легче, когда усилия прилагаются с обеих сторон. Поэтому в важных отношениях сперва стоит прийти к общему пониманию, что пассивная агрессия – это непродуктивный стиль общения и договориться улушать качество взаимодействия вместе.
До 10 сентября действует Early Bird цена на курс аутентичной коммуникации.
Для подписчиков нашей рассылки (то есть для вас) действует скидка -10% по промокоду EMAIL10
Записаться можно тут: talkauthentic.io/course/
Приятного общения, даже сложного!
— Алексей Иванов и Света Шедина, авторы курса и книги «Аутентичная коммуникация».